ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ

Норма размеров желудочков мозга у детей до 3-х лет при нейросонографии (Дворяковский н.В., 1995)

возраст

параметры

До
1 месяца

До
1 года

1
– 3 года

Боковой
желудочек:


ширина, мм


глубина, мм

11

2

{amp}lt;
5

12

2

{amp}lt; 6

13

2

{amp}lt; 6

Третий
желудочек:


ширина, мм

{amp}lt; 5

{amp}lt; 5

{amp}lt; 5

1)нейтрофилами
2)лимфоцитами 3) лимфоцитами и
нейтрофилами

Особенности

Вопросы,
изучаемые на курсе пропедевтики
детских болезней

Интеграция
вопросов на других кафедрах

1.
Морфологические особенности головного
мозга в возрастном аспекте.

Порядок
миелинизации различных путей в
центральной нервной системе.

Закономерности
формирования двигательной активности
детей.

Условно-рефлекторная
деятельность, развитие эмоций.

Возрастные
особенности состава спинно-мозговой
жидкости.

Кафедра
анатомии человека

Возрастная
анатомия головного мозга. Проводящие
пути, локализация корковых центров.

Кафедра
гистологии

Возрастные
гистологические особенности головного
мозга.

Кафедра
нормальной физиологии

Условно-рефлекторная
деятельность, развитие эмоций. Состав
церебральной жидкости.

Все признаки гидроцефального синдрома связаны с тем, что в голове накапливается чрезмерное количество спинномозговой жидкости. Она там должна быть, но важен объем. При избытке ликвор начинает сдавливать ткани мозга, вызывая нарушение их функционирования.

Жидкость в мозге накапливается еще во время развития в утробе. В норме перед рождением ребенка ее количество уменьшается. Если этого не случилось, малыш может отставать в развитии и будет страдать от высокого внутричерепного давления.

Гипертензионный синдром у новорожденных может провоцировать повышение внутричерепного давления, но это не самостоятельный диагноз. Это симптом. Он то появляется, то на время отступает. Такие скачки может вызывать эмоциональное напряжение, физическая нагрузка и даже прием пищи. Лечить ВЧД в этом случае не нужно. Оно представляет опасность только при запущенной гидроцефалии.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром очень коварен. Его не так легко диагностировать, особенно на ранней стадии. Под силу установить правильный диагноз лишь детскому невропатологу. Он определит степень патологии, ее причины, изменения тканевой структуры мозга. При этом он основывается на данных УЗИ головы.

Кстати, в 95% случаев повторно такой интуитивный диагноз не подтверждается. Нередко оказывается, что это не болезнь, а особенности поведения конкретного ребенка. Если же диагноз подтверждается, часто заболевание имеет умеренное проявление.

Даже инструментальные методы не всегда помогают в постановке диагноза. Если речь идет о грудничке, важно отслеживать динамику увеличения окружности головы, проверять рефлексы.

Также применяются такие методы:

  • анализируется состояние сосудов глазного дна;
  • проводится нейросонография;
  • иногда делают пункцию в области поясницы с целью анализа давления ликвора (этот метод считается самым достоверным);
  • компьютерная томография;
  • ядерно-магнитный резонанс.

После появления тревожной симптоматики взрослые или дети должны получить квалифицированную медицинскую помощь. Диагностика  начинается с личного осмотра пациента. Если на прием привели маленького ребенка, то педиатр в первую очередь делает замеры его головы. В обязательном порядке проверяются рефлексы пациента.

3 Лет. Синдромы поражения нервной системы у

Чадо

Характеризуется:
внезапным
непроизвольным сокращением мышц.
Генерализованные судороги протекают
в 2 фазы. 1 фаза – тоническая – ребенок
не может контактировать с окружающими,
имеет блуждающий взгляд, голова
запрокинута, ноги вытянуты, руки согнуты
в локтях и кистях. Тоническая фаза
сменяется 2-ой фазой – клонической –
подергиванием мышц лица, затем конечностей.
Ребенка необходимо положить и повернуть
голову набок.

1)
Рахит
– весной при облучении солнцем под
действием УФЛ кальций из крови направляется
в кости. Возникает гипокальциемия. И
как следствие – судороги. У ребенка
выявляются признаки остеомаляции в
виде размягчения краев большого родничка,
симптома «краниотабеса» – размягчения
затылочной кости. В крови – гипокальциемия
(Са ниже 2,2 ммоль/л).

2)
Фебрильные
судороги.
Главный их признак – появление на фоне

высокой
температуры тела (390С
и более). Жаропонижающие средства
купируют судороги.

3)
Эпилепсия
– при электроэнцефалографии выявляется
изменение электрической активности
мозга (эпилептогенные зоны). Приступ
судорог заканчивается сном. Положительный
эффект достигается антиконвульсантами
(противосудорожными средствами).

ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ

4)
Гнойный
менингит
(вызывается менингококком и другими
бактериями). Заболевание начинается с
лихорадки, головных болей, рвоты.
Менингиальные симптомы положительные.
Спинномозговая жидкость вытекает под
давлением, в ее составе – большое
количество лейкоцитов (высокий цитоз).
Посев ликвора выявляет возбудителя, а
бактериоскопия с окраской по Граму
обнаруживает кокки или палочки.

Судорожный
синдром у детей определяется степенью
зрелости нервной системы. У
новорожденных: локальные
подергивания мимической мускулатуры,
пароксизмы в виде гримас, сосания,
жевания, причмокивания, реже – подергивания
в руках и ногах или общие вздрагивания.
У детей
грудного возраста – генерализованные
судороги с чередованием тонической и
клонической фаз, нередко преобладает
тонический компонент.

9.
Синдром вегетативно-висцеральных
нарушений. Нарушения
функции внутренних органов в результате
нарушения регулирующего влияния со
стороны вегетативной нервной системы,
главным образом диэнцефальной области
и лимбических образований.

Наблюдаются
срыгивания, рвота, понос, запоры,
пилороспазм, плохая прибавка массы
тела, лабильность сердечно-сосудистой
и дыхательной систем (тахикардия,
тахипноэ, аритмия). Преходящий общий
или локальный цианоз. Повышенная
возбудимость, эмоциональная лабильность,
нарушения сна. Дети беспокойны, много
плачут, плохо берут грудь, склонны к
реакциям страха.

10.
Синдром минимальной мозговой дисфункции
(ММД). Изменчивость
настроения, быстрая отвлекаемость,
повышенная двигательная активность.
Может быть некоторое изменение мышечного
тонуса по типу дистонии, нередкий тремор,
вегетативные нарушения (потливость,
лабильность пульса, акроцианоз). Дети
плохо засыпают, вскрикивают во сне. У
части детей – задержка психомоторного
развития, нарушения речи, мышления,
недостаточность целенаправленной
деятельности.

    1. СИМПТОМЫ
      ПОРАЖЕНИЯ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ

Симптомы

Пара
нервов

Норма

Симптомы
поражения

I
– обонятельный нерв (реакция на пахучие
вещества)

С
2 – 3 месяцев различает запахи.

Отсутствие
реакции на запахи.

Повышенная
реакция на запахи.

Обонятельные
галлюцинации.

II
– зрительный нерв (острота зрения,
поле зрения)

Мигание
на яркий свет.

Фиксация
взора.

Восприятие
цвета.

Снижение
остроты зрения (амблиопия).

Полная
потеря зрения (амавроз).

Сужение
полей зрения.

Нарушение
восприятия цвета.

III
– глазодвигательный нерв.

Совместное
исследование III,
IV,
VI
пар выявляет:


зрачки округлые,


реакция зрачков на свет живая,


слежение глаз за движением молоточка
вправо-влево, вверх-вниз.

Сужение
глазной щели (птоз).

Расширение
зрачка (мидриаз).

Расходящееся
косоглазие.

Двоение
предметов (диплопия).

IV
– блоковой нерв

Двоение
предметов (диплопия) при взгляде вниз.

Ограничение
подвижности глазного яблока книзу.

VI
– отводящий нерв

Сходящееся
косоглазие.

Диплопия
при взгляде в сторону поражения.

При
совместном исследовании III,
IV,
VI
пар нервов выявляется:


ограничение движений глазных яблок,


нистагм – непроизвольное движение
глазных яблок малой амплитуды (помните
о физиологическом нистагме у детей
на 1 месяце жизни!)

V
– тройничный нерв

Нижняя
челюсть плотно примыкает к верхней и
расположена по средней линии.

Нормальная
чувствительность в области лица.

Смещение
нижней челюсти в сторону поражения.

Отсутствие
нормального рефлекса.

Нарушение
чувствительности на лице.

VII
– лицевой нерв

В
покое лицо симметричное.

Выявляется
способность выполнить действия:
закрыть правый глаз, левый глаз, оба
глаза одновременно, нахмурить брови,
показать зубы, надуть щеки.

Асимметрия
лица: сглаженность лобных и носогубных
складок.

Затруднение
сосания.

Расширение
глазной щели, невозможность закрыть
глаза.

Снижение
слуха.

Сухость
глаз.

Нарушение
вкуса и др.

VIII
– слуховой нерв

Новорожденный
ребенок реагирует на звук. Слышит.

Нарушения
слуха (восприятия шепотной речи и
разговорной речи).

Головокружение.

Нистагм.

Атаксия
(расстройство равновесия).

IX,
X,
XII
– бульбарные нервы (языко-глоточный,
блуждающий, подъязычный)

Нормальные
глотание, речь, голос.

Бульбарный
синдром:


расстройство глотания (дисфагия):
плохо берет грудь при кормлении, держит
молоко во рту, долго не проглатывает,
захлебывается, поперхивается, кричит
при кормлении;


нарушение речи (дизартрия);


расстройство голоса (дисфония), атрофия
мышц языка;


отклонение языка от средней линии.

XI
– добавочный нерв (иннервация
грудино-ключично-сосцевидной и
трапециевидной мышц)

Наклон
головы набок, приподнимание плеч,
приведение лопаток к позвоночнику,
поднимание руки выше горизонтального
уровня.

Поворот
головы затруднен, плечо опущено,
невозможность поднять руки выше
горизонтального уровня и др.

ДЕТЕЙ
РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

Механизм развития

Гипертензионный синдром у взрослых, новорожденных и детей развиваются по-разному. В утробе ребенок быстро растет, стремительно развивается система, питающая мозг. Поначалу он питается только через кровь, потом, по мере развития, присоединяется еще и ликвор. К концу внутриутробного развития должно быть сформировано не только кровяное, но и спинномозговое питание.

У каждого из нас на шестом месяце развития в утробе было достаточно много жидкости в голове. Это связано с тем, что желудочки мозга у плода более широкие. Потом они должны сузиться, и перед родами прийти в нормальное состояние. Тогда ликвор из головы полностью уходит.

Если этого не случилось или процесс замедлился, ставится диагноз «гипертензионный синдром у грудничка».

В целях профилактики

«НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ
№ 1

  1. Анамнез
    неблагоприятный (отягощенный акушерский
    анамнез у матери, быстрые роды, ребенок
    родился в асфиксии легкой степени).

  2. Физическое
    развитие (долженствующий рост 71-72,5 см,
    долженствующая масса 8950,0) нормальное
    с учетом роста и массы.

  3. Отмечается
    отставание в развитии статики и моторики.
    Нервно-психическое развитие (НПР) 2
    группа, 1 степени задержки.

ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ
№ 2

Возраст ребенка
– 4 года.

ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ
№ 3

Нервно-психическое
развитие (НПР) 2 группа, 1 степень задержки.
Задержка в развитии моторики (не умеет
ползать) и понимании речи.

Младанец

ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ
№ 4

Нервно-психическое
развитие (НПР) 2 группа, 1 степень задержки
(отклонения в сенсорном развитии и
развитии речи).


морфо-функциональные особенности
нервной системы детей разного возраста;

– показатели НПР
детей разного возраста;

– факторы, влияющие
на НПР;

Беременная

а)
менингеальный

б)
энцефалитический

в)
синдромы нарушения сознания (сомнолентность,
ступор,

сопор,
кома).


особенности головного мозга у
новорожденных;


число нервных клеток головного мозга
у новорожденных по

сравнению
со взрослым;


особенности кровоснабжения мозга и
отток крови у детей

раннего
возраста;


проницаемость гематоэнцефалического
барьера у детей;

2.
Порядок миелинизации различных путей
в центральной нервной системе.

3.
Темп увеличения массы и размеров
спинного мозга по сравнению с головным
мозгом.

4.
Возрастные особенности состава
спинномозговой жидкости.

5.
Закономерности формирования двигательной
активности детей (развитие статики и
моторики).

6.
Условно-рефлекторная деятельность,
развитие эмоций.

7.
Развитие речи (гуление и лепет –
сенсорная речь – моторная речь).

– зрительный
анализатор (Аз);

– слуховой
анализатор (Ас);

– эмоции (Э);

– движения общие
(До);

– движения руки
и действия с предметами (Др);

– речь активная
(Ра);

– понимание речи
(Рп);

– навыки и умения
в процессах (Н).

– сенсорное
развитие;

– движения;

– игра и действия
с предметами;

– активная речь;

Болезнь

– навыки.

10.
Качественно-количественная оценка
психического развития детей 1-2-3 года
жизни.

– генетические;

– гипоксия
плода и новорожденного;

– внутричерепная
родовая травма;

– вскармливание
на первом году жизни;

– нейроинфекции;

– воспитание.

Чтобы предотвратить развитие ГГС специалисты рекомендуют с регулярной периодичностью проводить профилактические мероприятия:

  • со всей ответственностью подходить к вопросу планирования беременности;
  • своевременно проводить профилактику болезней нейроинфекционного характера;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • не переутомлять организм физическими и эмоциональными нагрузками;
  • не оставлять без внимания психо-эмоциональные расстройства;
  • не запускать инфекционные и воспалительные заболевания;
  • отказаться от вредных привычек и перейти на здоровое питание.

Причины

Причин такой патологии у новорожденных может быть несколько. Чаще всего это:

  1. инфекции;
  2. осложнения при беременности;
  3. повреждение мозга;
  4. недоношенность;
  5. аномалии развития мозга;
  6. долгое пребывание без вод (12 часов и более);
  7. хронические заболевания (матери);
  8. травмы при родах.

При беременности важно сдавать все анализы и отслеживать общие показатели крови. Предупредить криз и вовремя выявить проблему поможет анализ на токсоплазмоз.

Приобретенные причины:

  • гематома, абсцесс, опухоль, кисты мозга;
  • инородные тела;
  • осколки костей, попавшие в мозг при переломе черепа;
  • внутричерепная гипертензия;
  • инфекции;
  • нарушение в обмене веществ;
  • остеохондроз шейного отдела;
  • нарушения после инсульта.

Перечисленные причины могут косвенно повлиять на дренаж жидкости из области головного мозга. Само заболевание проявляется по-разному – от легкой формы до тяжелой. Особенно ярко проявляются симптомы, если не лечить заболевание.

Нарушить нормальное развитие плода может гипоксия, недоношенность (глубокая), инфекции.

Для крохи также крайне опасны и сами роды. Несмотря на то, что это естественный процесс, он часто приводит к осложнениям и травмам. Роды могут вызвать кровоизлияния, травмы, гипоксию. Даже может случиться наружный открытый или закрытый перелом, вывих. Все эти причины могут спровоцировать серьезный дисбаланс между процессом выработки и всасывания ликвора. А ведь именно он, наряду с кровью, питает мозг. Тут важно субкомпенсировать нагрузки.

Иногда после родов у младенца остается резидуальный синдром. Это изменения тканей и функций мозга вследствие их механического травмирования.

9. Тема: «нервно-психическое развитие детей старше

Выберите
правильный ответ:

  1. Проницаемость
    гематоэнцефалического барьера у детей
    по сравнению со взрослыми:

Измерение

1)
выше 2) ниже 3) такая
же

  1. Головной
    мозг новорожденного относительно
    массы тела:

1)
малых размеров, крупные борозды и
извилины плохо выражены, малой глубины;

2) больших размеров,
крупные борозды и извилины хорошо
выражены, большой глубины;

3) больших размеров,
крупные борозды и извилины хорошо
выражены, малой глубины;

4) малых размеров,
крупные борозды и извилины плохо
выражены, большой глубины.

  1. Особенности
    кровоснабжения мозга и оттока
    крови у детей раннего возраста по
    сравнению со взрослыми:

1)
кровоснабжение лучше, отток лучше;

Диагностика

2) кровоснабжение
лучше, отток хуже;

3) кровоснабжение
хуже, отток хуже;

4) кровоснабжение
хуже, отток лучше.

  1. Головной
    мозг новорожденных детей по
    сравнению со взрослыми имеет
    следующие особенности:

1)
лобные доли относительно меньше,
затылочные – больше;

2) лобные доли
относительно больше, затылочные –
меньше;

3) лобные и затылочные
доли развиты как у взрослого;

4) мозжечок развит
слабо, боковые желудочки больше;

Лицо

5) мозжечок развит
хорошо, боковые желудочки малы.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1.
Дети с опережением в развитии:

а)
на 2 эпикризных срока – высокое
развитие;

б)
на 1 эпикризный срок – ускоренное
развитие.

2.
Дети с опережением в развитии:

часть
показателей выше на 1 эпикризный срок,
часть на 2 эпикризных срока.

3.
Дети с нормальным развитием.

1.
Дети с задержкой развития на 1 эпикризный
срок:

а)
1 степень – задержка 1-2 показателей;

б)
2 степень – задержка 3-4 показателей;

в)
3 степень – задержка на 5-7 показателей.

2.
Дети с негармоничным развитием:

часть
показателей выше, часть ниже на 1
эпикризный срок.

1.
Дети с задержкой в развитии на 2
эпикризнах срока:

а)
1 степень – задержка 1-2 показателей;

б)
2 степень – задержка 3-5 показателей;

в)
3 степень – задержка на 5-7 показателей.

2.
Дети с дисгармоничным развитием:

часть
показателей ниже на 1 эпикризный срок,
часть на 2 эпикризных срока.

Дети
с задержкой на 3 эпикризных срока.

Для
оценки развития детей в домах ребенка,
детей 1-го года жизни в семье и детских
учреждениях предлагается 5-ая группа –
задержка на 4-5 эпикризных срока, в 4-й и
5-й группах оценка развития производится
дифференцированно по степени аналогично
3-й группе.

Симптомы

Очень трудно определить визуально, это симптомы синдрома или особенности поведения малыша. Патология проявляется по-разному. Характер проявлений зависит от формы, степени заболевания, его причины. Впрочем, все-таки есть признаки, которые могут быть симптомами ГГС:

  • раздражительность;
  • беспокойство;
  • у ребенка плохой сон;
  • частый и долгий крик малыша;
  • вялость;
  • низкая активность;
  • сонливость.

Выраженность симптомов зависит от генеза заболевания. Многие из них – результат гипертензии. У детей с ГГС может наблюдаться выпученность глаз, симптом Греффе (между верхним веком и зрачком образуется заметная белая полоса).

При тяжелом развитии верхнее веко может наполовину закрывать глаз (симптом «заходящего солнца»). У таких детей может развиваться косоглазие, они запрокидывают голову. Мышечный тонус может быть как сниженным, так и аномально повышенным. Особенно ярко это наблюдается в мышцах ног. Ребенок может ходить на цыпочках.

У детей с таким синдромом снижаются рефлексы (ходьбы, ползания, хватательный). Такие двигательные нарушения часто сопровождают ГГС. Часто наблюдаются гипертонические аномалии.

Перечисленные симптомы бывают и при других патологиях, например, при перинатальной энцефалопатии (ПЭП). Она часто становится следствием длительной внутриутробной гипоксии (дефицит кислорода).

ПЭП становится результатом нарушения процессов внутриутробного развития. Ребенок при этом может восстановиться, но нужны длительные развивающие занятия.

Важно исключить другие заболевания. При ПЭП категорически не разрешается назначать мочегонные препараты. Они могут вызвать проблемы с сердцем и помешать нервно-рефлекторным процессам. Зато при ГГС, гипертонии они показаны.

Обязательный симптом ГГС – патологические изменения размеров окружности головы малыша. Она слишком быстро растет. За месяц может прибавиться 1,5 см и более. При этом могут набухнуть швы черепа, меняется сама форма головы.

ГГС проявляется и не у новорожденных. У детей старшего возраста ГГС нередко связан с инфекцией или травмой. Характерные симптомы:

  • часто болит голова (боль пульсирующая, распирающая или ноющая, чаще случается по утрам). Локализация – лоб, виски, надбровные дуги;
  • тошнота, рвота;
  • ребенок с трудом опускает голову или поднимает глаза;
  • головокружение;
  • может двоиться в глазах, и нарушаться сознание;
  • иногда бывают судороги и даже кома.

При болевом приступе ребенок может бледнеть, он вялый, чувствует общую слабость. Его беспокоит громкий звук, свет кажется ярким.

Современная медицина при классификации данного нарушения учитывает возраст пациентов. Именно поэтому выделяют гидроцефальный синдром:

  • у взрослых;
  • у детей;
  • у новорожденного ребенка до года.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром у новорожденных детей, как правило, сопровождается характерной симптоматикой, благодаря которой персонал роддома имеет возможность заподозрить эту патологию:

  • малыш стонет и издает необычные звуки;
  • ребенок отказывается от грудного молока и не хочет даже брать грудь;
  • после кормления часто происходит срыгивание (фонтаном);
  • новорожденный плачет систематически, без причин.

При наличии таких симптомов важна своевременная реакция медицинского персонала роддома. При осмотре новорожденного легко определяется сниженный мышечный тонус. Проведение теста на рефлексы (хватание, глотание), также не приносит ожидаемых результатов.

Во время осмотра органов зрения специалист может обнаружить косоглазие, отек зрительных дисков, положительные симптомы восходящего солнца и Грефе.

Спустя несколько дней после рождения у некоторых малышей начинаются судороги и периодически дрожат верхние конечности (тремор). О наличие гипертензионно-гидроцефального синдрома может свидетельствовать напряженность и выбухание родничка, раскрытие швов черепной коробки и постоянный прирост окружности головы.

У детей младшей возрастной группы гипертензионно-гидроцефальный синдром сопровождают следующие симптомы:

  • распирающие или ноющие головные боли (чаще всего появляется сразу после утреннего пробуждения) в области надбровных дуг, лба или висков;
  • рвотный рефлекс;
  • головокружение;
  • косоглазие;
  • затрудненные движения головой;
  • изменение оттенка кожного покрова (во время развития болевого синдрома);
  • вялость, сонливость и общая слабость;
  • заторможенность;
  • рассеянность;
  • ухудшение памяти;
  • раздражительность (агрессивная реакция на громкие звуки и яркий свет);
  • повышенный тонус мышц нижних конечностей.

У детей старшей возрастной группы симптоматика гипертензионно-гидроцефального синдрома проявляется после перенесенной травмы головного мозга или на фоне вирусного или инфекционного заболевания.

Что касается взрослых пациентов, у которых развивается гидроцефальный синдром, то эту патологию сопровождают следующие симптомы:

  • тошнота;
  • сильная головная боль;
  • рвотный рефлекс;
  • проблемы со зрением (раздвоение предметов);
  • косоглазие;
  • потеря сознания;
  • кома;
  • судороги.

Как правило, у взрослых людей данная патология развивается после перенесенного инсульта, на фоне черепно-мозговых травм, из-за нейроинфекций.

Злокачественные и доброкачественные новообразования также могут спровоцировать появление тревожной симптоматики, на которую необходимо сразу реагировать, чтобы успеть получить медицинскую помощь.

Если диагноз подтвердился

Если УЗИ и нейросонография подтвердили ГГС, нужно будет:

  • лечить кроху медикаментозно;
  • регулярно посещать массажиста;
  • на время отложить плановые прививки.

ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ

Нельзя недооценивать лечебную силу массажа. Грамотный массажист способен творить чудеса. Он незаменим при лечении ГГС. Также важна заместительная терапия. Она компенсирует недостаточный вывод ликвора. Важно лечить не симптомы, например, высокое внутричерепное давление, нарушения тонуса мышц, плохой сон, а причину. Конкретные методы лечения должен подбирать невролог – детский или взрослый.

Параметры поведения детей 2-3 года жизни

Возраст
(в мес.)

1) держит головку
а) 1

2) сидит
б) 1,5-2

3) ползает
в) 3

4) стоит
г) 4

5) ходит
д) 6

е)
7-8

ж)
8-9

з)
11-12

Ответы:
1.______, 2._______, 3._______, 4.________, 5._______.

  1. Настроение
    (бодрое, спокойное, раздражительное,
    подавленное, неустойчивое).

ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ


засыпание (медленное, быстрое, спокойное,
неспокойное);


характер сна (глубокий, неглубокий,
спокойный, неспокойный);


длительность сна (укороченный,
длительный, соответствующий возрасту).

3. Аппетит (хороший,
неустойчивый, плохой, повышенный,
избирательное отношение к пище, отказ
от пищи).

4. Характер
бодрствования (активный, пассивный).


социальные связи (контактен,
доброжелателен, агрессивен);


познавательные потребности (любознателен
и др.);


индивидуальные проявления (застенчив,
обидчив, ласков).

  1. Бодрое,
    жизнерадостное
    .
    Положительно относится к окружающим,
    с интересом. Активно играет, дружелюбен,
    реакции эмоционально окрашены. Часто
    (адекватно) улыбается, смеется, охотно
    контактирует с окружающими.

  2. Спокойное.
    Положительно относится к окружающим,
    спокоен, активен, реакции менее
    эмоционально окрашены, чем при бодром
    состоянии, менее контактирует с
    окружающими по своей инициативе.

  3. Раздражительное,
    возбужденное
    .
    Неадекватно относится к окружающим,
    может быть бездеятельным или деятельность
    неустойчива, может вступать в конфликты,
    наблюдаются эффективные вспышки
    возбуждения, озлобленность и крик.

  4. Подавленное.
    Вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен,
    замкнут, грустен, может плакать тихо и
    долго.

  5. Неустойчивое.
    Может быть весел, смеяться и быстро
    заплакать, вступать в конфликт и быть
    замкнутым, быстро переходить от одного
    настроению к другому.

Лечение

Правильную схему лечения подбирает невролог. В тяжелых случаях может потребоваться помощь нейрохирурга. Нередко привлекают офтальмолога. Он анализирует, насколько наполнены сосуды глазного дна, нет ли их спазмирования и т.д. Лечат таких пациентов в неврологических отделениях или центрах.

Народные методы тут не помогут. Неквалифицированное лечение может привести к плачевным последствиям. Малыши до 6-ти месяцев лечатся амбулаторно. Потребуются такие мероприятия:

  • Лечение диакарбом. Это мочегонное средство. Оно снижает выработку ликвора. Усиливает выведение жидкости.
  • Использование ноотропов. Эти препараты стимулируют кровоснабжение мозга (Актовегин, Пирацетам, Аспаркам).
  • Лечение седативными препаратами (Тазепам, Диазепам).
  • Обязательно проводят профессиональный массаж.

При подборе методов и средств терапии доктор должен учитывать конкретную причину синдрома. Если это нейроинфекция, потребуется лечение антибиотиками или противовирусными препаратами. При травмах часто требуется помощь хирурга.

Прогноз, осложнения

В любом возрасте могут развиваться осложнения:

  • глухота;
  • слепота;
  • задержка развития;
  • паралич;
  • кома;
  • эпилепсия;
  • нарушения родничка;
  • недержание кала, мочи;
  • летальность.

Чем младше ребенок, который заболел, тем благоприятнее будет прогноз. Легче всего патологию переносят дети до 6-ти месяцев. У них состояние может быстро стабилизироваться. Кровяное давление, если и скачет, то быстро приходит в норму.

У деток постарше прогноз будет относительно благоприятным. На него повлияют причины, своевременность лечения, его адекватность.


об энцефалопатии и синдромах поражения
ЦНС у ново

рожденных
и детей первого года жизни;

– об отклонениях
в психическом развитии;


о дополнительных методах исследования
нервной системы

а)
рентгенологических (обзорная краниография,
спондило

графия,
ангиография головного мозга, пневмоэнцефало

ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ

графия,
компьютерная томография головного
мозга)

б) методе ядерного
магнитного резонанса

в) ультразвуковых
– эхоэнцефалоскопия

г) электрофизиологических:
электроэнцефалография

(ЭЭГ),
реоэнцефалография (РЭГ)

д)
исследовании цереброспинальной жидкости.

3 . Теоретическая справка

Нервно-психическое
развитие (НПР) детей, наряду с физическим
развитием (ФР), является одним из критериев
здоровья ребенка.

НПР и ФР очень
тесно взаимосвязаны. Развитие моторной
сферы ребенка является удивительным
феноменом возрастного развития – от
беспомощного новорожденного до самых
высоких уровней спортивной техники,
музыкального и художественного
творчества.

Для врача
исключительно важно помнить, что
формирование различных двигательных
рефлексов и возможностей в раннем
возрасте осуществляется в строгой связи
с созреванием определенных неврологических
структур и связей. Поэтому спектр
движений ребенка наглядно говорит о
степени его неврологического развития,
т.е. можно говорить о психомоторном
развитии ребенка (это совершенствование,
качественные изменения его интеллектуальных
и двигательных умений).

В первые годы жизни
моторика ребенка служит одним из надежных
критериев его биологического возраста.
Задержка моторики, а значит и
неврологического развития, и, тем более,
обратная его динамика, всегда
свидетельствуют о наличии у ребенка
тяжелых нарушений питания, обмена
веществ или хронических заболеваний,
в том числе и заболеваний нервной
системы.

Становление
психического развития требует адекватной
его поддержки и стимуляции со стороны
взрослых, контроля со стороны
врача-педиатра.

Значимые качественные
изменения в психомоторном развитии
происходят в те же возрастные интервалы,
что и в ФР. У детей до года возрастной
интервал (эпикризный срок) составляет
1 месяц, от 1 года до 3-х лет – 3 месяца, от
3-х до 6-ти лет – 6 месяцев.

I
– «Нервно-психическое развитие детей
раннего возраста в связи с
анатомо-физиологическими особенностями
нервной системы»;

II
– «Нервно-психическое развитие детей
старше трех лет. Синдромы поражения
нервной системы у детей».

Литература

1.
А.В.Мазурин, И.М.Воронцов “Пропедевтика
детских болезней”, М., 1985 г., стр. 47-51,
54-71.

2.
А.В.Мазурин, И.М.Воронцов “Пропедевтика
детских болезней”, С-Петербург, 1999 г.,
стр. 136-139, 142-145, 149-169.

3.
Пропедевтика детских болезней. Практикум.
Под ред. В.В.Юрьева, стр. 82-97, 102-109, 114-144.

1.
И.Н.Боголепова “Онтогенез мозга”.
Педиатрия – 1997 г., №5, стр. 27-30.

2.
Участковый педиатр: справочное
руководство. Под ред. М.Ф.Рязанкиной,
В.П.Молочного. – Ростов-на-Дону, 2006 . –
с. 61-107, с. 110-118.

1.
Мазурин А.В., Воронцов И.М., “Пропедевтика
детских болезней”, М., 1985 г., стр. 47-69.

2.
Мазурин А.В., Воронцов И.М., “Пропедевтика
детских болезней”, С.-Петербург, 1999 г.,
стр. 186 – 220.

3.
Лекции. Учебные пособия для студентов.

4.
Юрьев В.В. Пропедевтика детских
болезней. Практикум. 2003. – стр. 96-101,
110-114, 144-146.

ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ

1.
Аверин В.А. “Психология детей и
подростков”. С.-Петербург, 1998.

2.
Ковалев В.В., Мамцева В.Н. “Основные
начальные проявления психических
заболеваний у детей” (методические
рекомендации кафедры детской психиатрии
ЦОЛИУВ), Москва, 1979 г., стр.15.

3.
Методы исследования в детской неврологии.
Под редакцией В.П.Зыкова. Москва, 2004, 112
с.

4.
Усов И.Н., “Здоровый ребенок” (справочник
педиатра), Минск, 1994 г., стр. 107-111, стр.
245-256

10. Самостоятельная аудиторная работа

РАБОТЫ
НА ПЕРВОМ ЗАНЯТИИ.

ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ

1)
целенаправленный сбор анамнеза жизни
(биологический, генетический с составлением
родословной, социальный) у ребенка
раннего возраста;

2)
оценка анамнеза жизни (письменное
заключение с выделением факторов риска
развития отклонений в нервно-психическом
развитии детей раннего возраста);

3)
определение показателей нервно-психического
развития у детей первых 3-х лет жизни;

4)
оценка нервно-психического развития
(определение групп нервно-психического
развития) детей раннего возраста.

1)
определение и оценка показателей
нервно-психического развития ребенка
старше 3-х лет.

11.
ПРИЛОЖЕНИЕ
II

Инструкция
к определению нервно-психического

развития
ребенка 4-6 лет

Определения
соответствия нервно-психического
развития возрасту ребенка проводится
по 5 показателям, отражающим особенности
социальных контактов и развитие
определенных психических функций.
Показатели являются итогом взаимодействия
биологических и длительно действующих
социальных факторов.

1. Мышление и
речь –
характеризуют развитие интеллекта
ребенка и одновременно отражают общий
уровень его психического развития.

2. Моторное
развитие –
характеризует развитие движений ребенка:
общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно
моторное развитие отражает состояние
центральной нервной системы: дети,
имеющие отклонения в поведении, нередко
имеют отклонения в моторном развитии.

3. Внимание и
память –
характеризуют способность ребенка к
сосредоточению внимания, устойчивость
внимания, способность к запоминанию и
воспроизведению информации (кратковременная
и долговременная память).

4. Социальные
контакты –
характеризуют способность ребенка к
общению, умению согласовать свои желания
и потребности с желаниями и потребностями
других детей, способность к совместной
деятельности с другими детьми.

5. Нервно-психическое
здоровье.
Большинство показателей нервно-психического
развития определяются по “Анкете для
выявления особенностей поведения детей
4-6 лет”, кроме определения развития
мышления и речи, и общей моторики. При
необходимости развитие ручной моторики
также может быть проверено медицинской
сестрой или врачом.

При
наличии отклонений в разделе
“Нервно-психическое развитие” напротив
соответствующего показателя делается
запись: “с отклонением”. Медицинской
сестрой и врачом определяются только
отклонения в НПР, а их квалификация
(задержка или нарушения) дается
специалистом психоневрологом.

А
Н К Е Т А

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Справочник по болезням
Adblock detector