Занятия логопеда после инсульта на дому

Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта

Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:

  • Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
  • Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
  • При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
  • Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
  • При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
  • После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса.

Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии. Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.

Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.

Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.

Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.

Афазия

Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.

При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.

При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.

При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.

Дизартрия

При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.

Это язык, губы, вся дыхательная мускулатура, мягкое нёбо, гортань и, что самое важное, голосовые связки. Всё это временно атрофируется (всё перечисленное или с некоторыми исключениями) и делает речь в привычном её понимании невозможной. При дизартрии больной ещё может выражать эмоции с помощью мимических мышц и издавать базовые звуки, если болезнь задела в основном внешний речевой аппарат.

Диспраксия

Занятия логопеда после инсульта на дому

По симптомам нарушение схоже с дизартрией — его причина тоже кроется во временной недееспособности мышц речевого аппарата. Различие в том, что мышцы способны работать, так как не парализованы — трудности с речью возникают из-за того, что сигналы от мозга не доходят до органов речи либо доходят неправильно.

В результате человек с диспраксией либо не сможет говорить связно и членораздельно, либо временно утратит речь полностью.

Как происходит восстановление?

Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова.Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.

Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.

Основные методы лечения:

  • медикаментозный;
  • физиотерапевтический;
  • психологический.

Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.

Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится. Сразу после острой фазы инсульта — это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.

Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:

  1. Первые три месяца — повышенное внимание к пациенту, условия должны быть максимально приближены к стационарным. Нужно приложить все усилия, чтобы выяснить реальные границы возможностей пациента в таком состоянии. Проблески прежних способностей (отдельные слова, звуки, правильная артикуляция) отмечать и разрабатывать, повторяя.
  2. Следующие три месяца до полугода. После завершения первого полугодия с болезнью врачи и профессионалы по восстановительному процессу почти точно могут спрогнозировать шансы больного на возвращение к прежней жизни. В терапии должны присутствовать гимнастика, логопедические занятия.Занятия логопеда после инсульта на дому
  3. Поздний восстановительный период (от полугода до года). Примерно в этом периоде пациенты начинают понемногу возвращать свои речевые навыки, если работа с ними была проведена правильно. Логопед и родственники могут усложнять занятия и работать с больным активнее, не боясь нанести вред.
  4. Отдалённый восстановительный период. К сожалению, если в течение первого года не получилось достичь значимых результатов, надежды на полное восстановление или возвращение большей части функций остаётся мало. Если же пациент показывает отличный результат, но всё ещё испытывает затруднения, с ним нужно продолжать работу до тех пор, пока больной не достигнет своего нового предела когнитивных способностей. В самых позитивных случаях от логопеда можно отказаться, в обязательном порядке проводя занятия и гимнастику дома.

Для того, чтобы точно понять, как восстановить речь у пострадавшего после инсульта желательно разобраться в механизме развития афазий. Итак, как вы вероятно поняли, в медицинской среде те или иные нарушения речи, связанные (или не связанные) с состоянием инсульта называются афазией. Иными словами, афазия в той или иной ее форме – это всегда системное поражение речевой деятельности, в результате определенного поражения коры головного мозга.

Сразу следует заметить, что по мнению профессиональных специалистов (врач, логопед), первые полгода (ну или максимум один год) после развития афазии, связанной с состоянием инсульта могут считаться наиболее плодотворными в смысле восстановления речи. Но, это вовсе не означает, что в этот период речь восстанавливается самостоятельно, как правило, для восстановления речи пациентам приходится прилагать существенные усилия. Речь идет, прежде всего:

  • О необходимости проводить регулярные логопедические занятия, когда врач, логопед подбирает строго индивидуальный комплекс упражнений, позволяющий быстрее восстановить утраченные навыки.
  • О необходимости самостоятельного выполнения упражнений, которые пациенту подберет логопед.
  • О необходимости выяснения у невролога и четкого понимания того, какая именно форма афазии возникла в конкретном случае. Хотя, медики считают, что окончательную форму афазии способен определить только опытный логопед после осмотра и общения с пострадавшим пациентом.

Чтобы восстановление речи прошло максимально быстро желательно, чтобы на первых порах логопед занимался со своим пациентом в присутствии родственников (людей ухаживающих за пострадавшим), поскольку это позволяет родственникам запомнить необходимые логопедические занятия (упражнения) и, затем, организовать их выполнение уже вернувшись в свой дом.

При некотором снижении степени тяжести проявлений афазии, при появлении положительной динамики, можно существенно снижать частоту общения со специалистом, раз в две недели для контроля состояния и возможной коррекции выполняемых упражнений, но при этом логопедические занятия, несомненно, должны выполняться ежедневно.

Чтобы суметь максимально быстро восстановить утраченную при инсульт-патологии речевую функцию совершенно недостаточно обеспечить больному лишь занятия со специалистом. Оказывается, восстановить желаемую речевую функцию можно лишь с одновременной (обязательно адекватной и строго контролируемой) медикаментозной поддержкой, обуславливающей применение лекарственных средств, способствующих улучшению кровоснабжения пораженных отделов мозга.

Кроме того, занятия с логопедом должны совмещаться с техниками специализированного массажа шейного отдела позвоночника, с мощной физиотерапией и электростимуляцией.

Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.

Занятия логопеда после инсульта на дому

Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

  • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
  • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
  • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
  • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
  • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.

Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств

Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.

Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.

Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.

В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.

Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.

Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

Среди них:

  • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
  • Задания постепенно усложняются.
  • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
  • На занятиях внимание уделяют пониманию.
  • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
  • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
  • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
  • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

Упражнения

Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

Занятия логопеда после инсульта на дому

Для нормального произношения нужно, чтобы хорошо работали мышцы языка. Человека, пострадавшего от инсульта, просят насколько возможно высунуть изо рта язык, изобразить змеиное шипение. После возвращения в рот, нужно дотронуться до верхнего неба, потом нижнего, прикоснуться к щеке.Больной облизывает губы сначала по часовой стрелке, затем — против, пытается во рту сделать движение языком по кругу, издает цокающий звук.

Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

Каждое движение выполняют до 10 раз.

Массаж

Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.

Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.

Занятия логопеда после инсульта на дому

Дыхательная гимнастика невероятно важна в процессе восстановления после инсульта, так как процессы дыхания и речи неразрывно связаны. Чем раньше больной сможет контролировать свои дыхательные процессы — например, надувать простые шарики, самостоятельно управлять потоком воздуха губами и т.д., тем быстрее вернутся и речевые функции.

При дыхании задействовано множество мышц лица, отвечающих и за речь тоже. В наиболее интенсивных тренировках нуждаются губы и язык.

Обыватель редко представляет, как много обычных и привычных вещей больному приходится заново учить после инсульта. В большинстве случаев мышцы, ответственные за физическую реализацию речи, полностью или частично атрофированы и пациенту приходится открывать заново простейшие движения языка по отношению к нёбу и учить положение губ для правильного воспроизведения звуков.

Попытки самостоятельных упражнений — это обязательный этап, но пока больной не в силах тренировать артикуляцию, логопед может ускорить процесс восстановления со стороны, проводя сеансы логопедического массажа. Воздействием на ключевые точки специалист ускоряет процесс, что позволяет терять меньше времени.

Логопед для взрослого человека может понадобиться при нарушениях речи, вызванных либо болезнью (инсульт, грипп, фарингит), либо травмами, либо дефектами, не устраненными в детском возрасте.

После инсульта логопед в нашей Студии Букварик — это один из самых важных людей, помогающих пациенту скорее вернуться в строй.

Приглашаем родственников вместе с пациентом на первичное обследование-консультацию, с последующим составлением плана совместных действий и работы.

График Ваших посещений Студии Букварик будет подбираться ИНДИВИДУАЛЬНО.

Поскольку вопросы относительно того, как восстановить речевую функцию у пострадавших от инсульта имеют достаточно специфические ответы, (когда ответ зависит от степени тяжести конкретного пациента, формы и обширности его недуга), мы посчитали возможным привести далее лишь обобщенные рекомендации относительно конкретных логопедических упражнений, которые могут подойти абсолютно всем.

Если рассматривать описываемую проблему детально, можно выделить целый комплекс логопедических упражнений, выполнение которых заключается в многократном (практически доводимом до автоматизма) произношении с пациентом простейших звуков либо звуков.

Реабилитация в данном случае, должна вестись от наиболее легких задач, постепенно передвигаясь, к более трудным. К примеру, в начале речевая реабилитация должна заключаться лишь в первичном растормаживании речевой функции на основе ранее сложившихся речевых стереотипов. Ведь весь процесс восстановления должен проходить таким образом, чтобы это не стесняло самого пострадавшего от инсульт-патологии и не затрудняло, тем самым, его восстановление.

И еще один важным момент, желательно чтобы тренировки с логопедом, осуществлялись с применением тех или иных элементов музыкотерапии, поскольку именно эта методика обычно дает наиболее стойкие позитивные результаты у самых ранимых больных, перенесших инсульт. К примеру, если пациенту затруднительно закончить некое предложение, начатое врачом, можно предложить такому больному прослушать его либо просто спеть (первично промычать) любимые песни.

Среди подходящих абсолютно всем больным, перенесшим любую форму инсульт-патологии, назначают комплекс универсальных логопедических упражнений, которые стандартно рекомендуется выполнять не менее, чем по десять раз, принято называть следующие:

  • Упражнение «Лошадка», когда пострадавшему от инсульт-патологии предлагается активно цокать языком, изображая цоканье копыт лошади.
  • Упражнение «Змеиное жало», когда больной должен стараться до предела высунуть язык, произнося шипящие звуки.
  • Упражнение «Забор», когда пациенту предлагается показать передние зубы, как бы немного оскаливаясь.
  • Упражнения «Широкая улыбка и смех» – считается заданием, не требующим пояснений и прекрасно поднимающим настроение.
  • Упражнение «Трубочка», когда больной должен постараться свернуть кончик своего языка в трубочку и даже немного подуть в нее.
  • Упражнение «Поцелуй», когда занимающемуся рекомендуется стараться чмокать максимально громко, насколько это получается.

Занятия логопеда после инсульта на дому

Несомненно, это далеко не все упражнения, которые больному сможет назначить специалист и подобные занятия могут быть существенно расширены в зависимости от состояния конкретного пострадавшего. В любом случае, подобные универсальные упражнения можно выполнять как можно больше в течение дня и чередовать практически в любой из последовательностей.

В народе бытует миф, что речь после инсульта может «отойти сама». Эта точка зрения ошибочна и губительна для больных. В большинстве случаев человеку, пережившему инсульт, необходима помощь, иначе он может на всю жизнь остаться инвалидом.

Лучший вариант – это занятия в специализированном центре, но не всегда есть возможность попасть на них сразу после выписки из больницы. Индивидуальные занятия с логопедом после инсульта тоже доступны не каждой семье. Как же тогда восстанавливать речь?

Отчаиваться не стоит, ведь заниматься с больным могут и родственники. Для этого не требуется медицинское или логопедическое образование, но лучше предварительно проконсультироваться у специалиста, чтобы не наделать непоправимых ошибок.

Какие ошибки допускают родственники больных?

  • Излишняя торопливость. Часто родственникам хочется как можно быстрее добиться результата, и они дают больному слишком большую речевую нагрузку. Он не справляется с заданиями, чувствует утомление и беспомощность. Настрой больного становится всё более пессимистическим, он может даже отказаться от дальнейших занятий.
  • Речевая изоляция пациента. Разговаривать с больным нужно не только в процессе реабилитационных занятий. Пусть он по мере сил участвует в общих семейных беседах. Не бойтесь обращаться к нему с простыми просьбами и побуждать высказать свое мнение.
  • Обучение отдельным звукам. Такой метод может здорово притормозить развитие речи человека, пострадавшего от инсульта. Он целесообразен лишь в случае крайне тяжелой формы нарушения речи, когда больному нужно напоминать, как двигаются губы и язык при произнесении звуков. В любом случае стоит вести занятия в форме осмысленной беседы. Называйте конкретные слова и фразы, которые используются в повседневной жизни.
  • Многократное повторение одного и того же слова. Не заставляйте больного бесконечно повторять слово, которое у него плохо получается. В этом случае происходит своего рода «зацикливание» и человеку становится трудно переключаться на другие слова и полноценные фразы.

Услуги логопеда при инсульте

Такое тяжелейшее и, к сожалению, часто встречающееся заболевание, как инсульт, нередко сопровождается нарушением речи и тогда возникает необходимость в услугах логопедов для взрослого.

В наши дни инсульт значительно помолодел. Все больше он затрагивает людей трудоспособного возраста, которым при проведении медикаментозного лечения необходимо восстановление речи для возвращения и к трудовой, и повседневной деятельности. Да и пожилому человеку очень важно сохранить свою речевую активность в домашних условиях, чтобы изъясняться с окружающими и быть правильно понятым ими.

Занятия с логопедом, начатые сразу же после случившегося нарушения мозгового кровообращения, гарантируют наибольшую эффективность восстановления всех речевых функций.

Важно также понимать, что восстановление речи после инсульта обычно происходит наиболее медленно, если сравнивать его с процессом восстановления двигательных или иных функций. Более того, восстановление речи, к сожалению, далеко не всегда оказывается полным, по крайней мере в первый год реабилитационного периода после перенесенного инсульта.

А дело здесь в том, что при полной сохранности сугубо физических параметров и функций так называемого речевого аппарата (ведь гортань, губы, а также небо и язык остаются физиологически нормальными после инсульт-патологии) у пострадавшего происходит существенное расстройство специфических речевых отделов, располагающихся в головном мозге и пострадавших после кровоизлияния в мозг.

Общие правила и мероприятия

Заверениями о том, что лечение инсульта — профессиональное и интенсивное, важно начать как можно раньше, никого не удивить, это очевидно для всех. Тем не менее, родственники пациентов из халатности или неведения упускают бесценное время на раннюю реабилитацию, которое повышает шанс больного не только выжить, но и полностью восстановиться после инсульта, в среднем в два раза.

Что важно понимать родственникам и самому больному, если тот в ясном сознании:

  • участие пациента в процессе лечения строго обязательно — даже самые дорогие методы и специалисты не помогут, если сам больной не будет напрягаться, пытаясь вернуть утраченные функции;
  • чёткая и грамотная диагностика — едва ли не половина успеха;
  • начинать восстановление нужно сразу же после окончания острой фазы;
  • не стоит тратить время на «народные» методы лечения — отвары и заговоры не помогут при устранении последствий кровоизлияния в мозг;
  • программа восстановления очень важна — прежде чем согласиться на помощь специалистов, внимательно ознакомьтесь с их комплексом мероприятий.

Больному понадобятся комфортные условия для как можно лёгкого и быстрого возвращения в норму: обязателен логопед-профессионал после инсульта на дом, правильная питательная диета, необходимый санитарно-гигиенический уход и регулярные проверки любых подвижек в состоянии — как в лучшую, так и в худшую сторону.

Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств

Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.

Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.

Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е.

после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего.

После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях.

В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение.

Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык).

Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

  • Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
  • Как улучшить и сохранить память
  • 8 мифов об арт-терапии

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже.

Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств

Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.

Важно вовремя начать процесс реабилитации.

Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.

Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.

В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:

  1. Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
  2. Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
  3. Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
  4. Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».

Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.

Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.

Для реабилитации логопедом используются приёмы:

  1. Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
  2. Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
  3. Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
  4. Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
  5. Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
  6. Составление поздравлений, писем;
  7. Сконструировать беседу по ролям.

Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:

  1. Демонстрация картинок с объектам или действиями;
  2. Демонстрация изображений по категориям;
  3. Демонстрация изображений частей тела;
  4. Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
  5. Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
  6. Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
  7. Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
  8. Чтение слогов, букв и слов, вслух;
  9. Менять ритм и длину слов;
  10. Заполнение пробелов во фразах;
  11. Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
  12. Пересказы текстов;
  13. Чтение более сложных, развёрнутых текстов.

Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.

Последовательность следующая:

  1. Показывать изображения по категориям;
  2. Выполнять построение несложных речевых конструкций;
  3. Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
  4. Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
  5. Чтение рассказов с последующим пересказом;
  6. Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
  7. Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
  8. Пересказ текстов по плану, потом без него;
  9. Объёмные беседы на бытовые темы.

Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.

  1. Показывать изображения планировки комнаты;
  2. Работа с географическими картами, механическими часами;
  3. Заполнение пропущенных элементов во фразе;
  4. Конструирование фраз пространственного значения;
  5. Импровизированный рассказ предоставленную тему;
  6. Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:

  1. Выявление существенных признаков различных объектов;
  2. Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
  3. Самостоятельное рисование предметов с подписями;
  4. Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.

Логопед — первый специалист, необходимый больному. Не менее важен логопед и родственникам — врач пояснит ситуацию, составит план действий по восстановлению речевых функций и просто поможет сориентироваться людям, которые сталкиваются с кровоизлиянием в мозг. Далеко не все вынужденные ответственные за больного знают, что после инсульта у взрослых людей практически всегда возникает речевое нарушение, которое называется асфазией, диспраксией или дизартрией.

Восстановление речи после инсульта: методы и советы

Способов восстановить речь после инсульта, помимо основных и обязательных, существует ещё очень много — используют их обычно по мере наличия у родственников дополнительных средств.

Самые популярные дополнительные методы лечения:

  • музыкотерапия (аудиотерапия) — музыкальные сеансы для пациента, оказывающие благотворное воздействие на большинство отделов мозга;
  • лицевая рефлексотерапия — разновидность массажа лица восточного происхождения, при котором массажистом задеваются важные нервные пучки и мышечные точки на лице, что способствует улучшению артикуляции;Занятия логопеда после инсульта на дому
  • лечение стволовыми клетками — крайне дорогой метод, подразумевающий вживление клеток на место уничтоженных кровоизлиянием;
  • массажи — любой лицевой массаж (иногда в сочетании со стандартным для восстановления уже двигательной функции) будет полезен больному, но только от профессионала или под его руководством;
  • иглорефлексотерапия — метод, который может подойти не всем, но в целом доказано, что иглоукалывание улучшает кровообращение, что поможет больному быстрее восстановит контроль над мышцами лица.

Ни один из приведённых выше методов не может повредить пациенту после инсульта — родственники могут использовать их в той мере, в которой посчитают нужным.

Для восстановления речи после инсульта применяются и вспомогательные методы. Они не помогают преодолеть афазию, но оказывают положительное влияние на состояние мозга и умственную деятельность. Больному назначают лекарственные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга и ускоряют его восстановление. Могут применяться также ноотропные препараты, транквилизаторы, адрена- и альфаблокаторы.

Нарушения речи нередко сопровождаются параличом артикуляционных мышц. Для их восстановления эффективны процедуры физиотерапии: электростимуляция, иглоукалывание, магнитная стимуляция.

В редких случаях применяется нейрохирургическая операция, цель которой – улучшить кровоснабжение речевой зоны.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, может затормозить процесс выздоровления, поэтому важно, чтобы на начальном этапе с больным занимался логопед. Рекомендации специалиста помогут избежать ошибок и подобрать наиболее эффективные упражнения.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

http://karkusha.su/zanyatiya-logopeda-posle-insulta-na-domu/

Инсульт является тяжелой патологией, которая приводит к различным сбоям в деятельности организма человека. В их число входит и отклонения в восприятии и произношении речи, которые необходимо восстанавливать сразу же, как только состояние больного пришло в норму. Рассчитывать на то, что положительный результат будет заметен уже с первых занятий, не следует. Над речевым аппаратом приходится работать намного дольше, чем над двигательным. Как же происходит восстановление речи после инсульта?

Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.

Выделяют два вида таких расстройств:

  1. Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
  2. Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.

Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате  поражений некоторых областей головного мозга.

Хороший логопед после инсульта поможет речи восстановиться в как можно более кратчайшие сроки. Только грамотный специалист знает, как правильно работать с больным. Перед тем как назначить лечение, врач изучает результаты, полученные в ходе различных обследований пациента. Согласно медицинской статистике люди с поражением левой стороны тела намного быстрее поддаются коррекции.

Это связано с тем, что мышечные ткани мозга, которые отвечают за речевую функцию и находятся в левом полушарии, не подвергаются влиянию патологии.

Ведь поражение развивается зеркально относительно головного мозга.

Как раз таки, если парализовало правую сторону тела, то страдает левое полушарие, в результате чего происходит нарушение речевой деятельности. В этом случае прогноз менее благоприятный.

Восстанавливается ли речь после перенесенного заболевания полностью? Привести в норму эту функцию возможно. Период ее восстановления зависит от того, насколько сильно поражены ткани мозга, и где именно располагается источник кровотечения. Логопед после инсульта приступает к терапии тогда, когда человек приходит в сознание. Чем раньше начать процесс реабилитации, тем благоприятнее прогноз.

Для восстановления речи после инсульта может понадобиться меньше времени, если начать делать логопедические упражнения уже спустя 1-3 недели после перенесенной патологии. Также вместе с этим пациенту назначают прием лекарственных препаратов, которые помогают улучшить речевую деятельность.

Всех очень сильно волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. В настоящее время большое количество специалистов работают в данной сфере, поэтому существует несколько способов, как вернуть способность к произношению и распознаванию речи.

Лечение афазии после инсульта осуществляется с помощью таких способов, как:

  1. Логопедическая методика. Логопед после инсульта проводит с пациентом различные занятия, в которые входит логопедическая и артикуляционная гимнастика. В процессе лечения врач применяет методику мелодической интонации, которая помогает активизировать работу правого полушария мозга. Современные методики позволяют использовать совместно инновационные технологии и средства фармацевтики, благодаря чему достигается положительный результат намного быстрее.
  2. Оперативное вмешательство. Данный способ осуществляется для того, чтобы восстановить деятельность речевых зон. С помощью операции циркуляция крови в головном мозге приходит в норму, нервные клетки стабилизируются и снова начинают функционировать в полном объеме.
  3. Физиотерапия. Данные процедуры проводятся в основном для такой разновидности заболевания, как моторная афазия. Однако, в настоящее время они еще не пользуются большой популярностью. Также для восстановления речи после инсульта применяется иглорефлексия, которая позволяет скорректировать произношение и стабилизировать деятельность речевого аппарата.

Для того чтобы провести лечение дизартрии, логопед после инсульта должен осуществлять регулярное обучение человека произношению слова. С этой целью проводится гимнастика после инсульта, с помощью которой больной может вспомнить, как работают челюсть и ротовая полость в процессе разговора.

Логопед разрабатывает комплекс упражнений для того, чтобы провести терапию речевого аппарата. Вместе с этим пациенту назначаются медицинские средства, которые способствуют улучшению речи, а также предотвращают развитие осложнений и нормализуют кровообращение в головном мозге.

Гимнастика после инсульта включает в себя комплекс следующих упражнений:

  • Сделать губы трубочкой, затем расслабить. Так повторять несколько раз. Процесс одного повторения этого упражнения занимает 5 секунд, а 2 секунды отводится на отдых.
  • Нижнюю губу захватить зубами, немножко ее прикусить, затем отпустить и расслабить губы. Тоже самое сделать и с верхней губой. Также выполняется по 5 секунд.
  • Высунуть язык, продержав его 3 секунды, потом потянуть за ним шею и расслабиться.
  • Облизывать губы, несколько раз проводя языком то по часовой, то против часовой стрелки.
  • Высунуть язык, задержав его на 3 секунды, затем свернуть его в виде трубочки и расслабиться. Отдохнуть 3 секунды и повторить упражнение.
  • Напрячь язык, дотянуться кончиком до неба, потом расслабиться.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Детские логопедические упражнения также могут быть очень эффективны.

Гимнастика после инсульта включает в себя также пение. Необходимо напевать больному песни, которые он любит, чтобы он пытался подпевать. Тем самым пациент сможет повторять некоторые слова, которые содержаться в песне.

Также достаточно эффективным методом является применение скороговорок, которые нужно проговаривать совместно с человеком. Они помогают речевому аппарату быстрее реабилитироваться.

Логопед после инсульта проводит работу не только по восстановлению функции речи, которая была утрачена. Вследствие кровотечения происходит нарушение деятельности мышечных тканей. Часто бывает, что у человека немеет язык, а также занимает неправильное положение в ротовой полости, из-за чего произношение звуков становится невозможным.

Поэтому гимнастика после инсульта необходима, чтобы помочь стимулировать работу речевых зон. Также логопед после инсульта может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться.

Восстановление речевой функции после инсульта в домашних условиях может проводиться с помощью средств народной медицины. Но перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Самостоятельное лечение чревато неблагоприятными последствиями, с которыми потом очень сложно справиться.

Помимо того, что родственниками должна осуществляться гимнастика после инсульта, разрешается использовать рецепты нетрадиционной медицины, которые помогут ускорить процесс выздоровления.

Так, люди на протяжении многих лет применяли следующие рецепты народной медицины, чтобы вернуть речь после перенесенной болезни:

  • Мумие. Такое средство способствует быстрой реабилитации. Принимать его нужно примерно 14 дней по 1,5 – 2 мг перед сном. Необходимо провести несколько курсов, прерываясь на 5 дней.
  • Ванны с добавлением хвои. При долгом отсутствии улучшения деятельности речевого аппарата можно говорить о том, что у пациента имеется психоэмоциональные нарушения. Для того чтобы привести в норму эмоциональный фон применяют хвойные ванны для ног. В этом растении содержатся эфирные масла, которые производят расслабляющий эффект.
  • Отвар или спиртовая настойка, которые можно приготовить из шишек сосны, кедра или елки. Эти напитки позволяют укрепить ткани мозга, благоприятно воздействуют на организм в целом. Также из таких шишек можно сделать варенье, употреблять которое и вкусно, и полезно.

Прогноз на восстановление речи

Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.

В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста. Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться. В этот момент пациенту нужно особое внимание, с ним надо постоянно разговаривать, всячески поощрять попытки заговорить и подталкивать к этому.

К сожалению, полного восстановления после инсульта добиваются немногие — всего 20% от пострадавших.

Остальные приобретают инвалидность разной степени тяжести, но в целом прогноз скорее утешительный — современная медицина и физиотерапия повысили шанс больного на максимально полноценную жизнь до максимума.

Если начать лечение как можно раньше, удастся достигнуть невероятных результатов — человеческий мозг даже в таком состоянии способен на регенерацию.

Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

  • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
  • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
  • у 92% после легкого инсульта.

Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.

Народные средства

Восстановить мозговую активность, вернуть речевые функции, позволяют некоторые народные средства.

В течение 14 дней принимают мумие в объеме до 2 мг перед сном. Всего проводят три курса, между ними должен быть пятидневный перерыв.

Другой способ — до 500 мл вещества растворяют в двух столовых ложках воды и принимают три раза в день десятидневным курсом. Делают перерыв пять дней, затем курс повторяют.

Успокоиться, снять мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт помогают хвойные ванны. Используются также водные процедуры с другими эфирными маслами.

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Заваривается чай из шалфея. Его пьют до пяти раз в день. Эффективен чай из календулы, шиповника и репешка.

В рот ежедневно кладут кусочки черной редьки. Она провоцирует покалывание, жжение.

Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие «чудодейственные средства» — только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.

Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле — можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично. Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом — важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Справочник по болезням
Adblock detector